МОЯ МЕТОДИКА
1 уровень.
Для начинающих.
На гитаре за 2 месяца –с нуля ! 16 практических занятий, 4 песни.
Урок 1.Постановка основных аккордов тональности ля минор (левая рука ). Что бы убедиться в том, правильно ли поставлены на струны пальцы, необходимо извлекать звук поочередно из всех струн (правая рука, произвольный ритм )
Урок 2. Постановка пройденных аккордов в порядке очередности по определенным схемам – «малый» круг из основных ступеней тональности ( Am (A7) –Dm-E-Am) , и «расширенный « , квартово –квинтовый круг (Am-Dm-G-C) (левая рука ). Проигрывание этих последовательностей (гармонических оборотов ) в ритме вальса , размер 6 /8, «боем». Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой «
Урок 3. Простукивание и пропевание текста предложенной педагогом песни на разобранную выше гармонию . Проигрывание аккордовых последовательностей (см урок 2)в ритме вальса , размер 6/8, «щипками» и «перебором» Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой «
Урок 4. Проигрывание ранее разобранных гармоний «боем» с проговариванием текста песни. Работа с ритмом. Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой «
Урок 5. Пение под аккомпанемент педагога предложенных песен в разных тональностях. Педагог подстраивается под ученика, поет в его тесситуре . Ученик, в свою очередь, ориентируется на педагога, старается попасть в нужные ноты. Проигрывание разобранных ранее гармонических оборотов тремя способами : »боем», щипками» и «перебором « с пропеванием текста предложенной песни. Размер 6/8. Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой «
Урок 6. Постановка и проигрывание гармонических последовательностей детской песенки «Алые паруса . (C C Am Am Dm Dm G G )/ Размер 4/4, бой «Шестерка «. Пение песни под аккомпанемент педагога. Тональность до мажор (параллельный ля минор)
Урок 7. Совмещение работы правой и левой руки при исполнении разобранной выше песни . Аккомпанемент и пение. Бой «Шестерка «
Урок 8. Разбор песни В. Цоя «Кукушка «. Гармония, способы аккомпанемента. Бой «Шестерка», и «Шестерка с приглушением «. Простукивание и пропевание текста предложенной песни. Работа с ритмом .Тональность ля минор.
Урок 9. Совмещение работы правой и левой руки при исполнении разобранной выше песни . Аккомпанемент и пение. Бой «Шестерка « , «Шестерка с приглушением «.
Урок 10. Разбор песни В. Цоя «Звезда по имени «Солнце «. Гармония, способы аккомпанемента. Бой «Цоевский», с приглушением. Тональность ля минор.
Урок 11. Пение разобранной песни под аккомпанемент педагога. Пропевание текста песни под разобранный выше аккомпанемент. Совмещение работы правой и левой руки .
Урок 12. Исполнение разобранной выше песни под собственный аккомпанемент. Дуэт с педагогом.
Урок 13. Основные аккорды тональности ми минор . Проигрывание гармонических оборотов песни «Изгиб гитары желтой « ( аккорды, транспонированные из тональности ля минор в тональность ми минор)
Урок 14. Проигрывание гармонических оборотов песни «Кукушка» и «Алые паруса» в тональности ми минор ( аккорды, транспонированные из тональности ля минор в тональность ми минор). Исполнение этих песен под собственный аккомпанемент.
Урок 15. . Проигрывание гармонических оборотов песни «Звезда по имени «Солнце» в тональности ми минор (транспонированные аккорды ).Исполнение под собственный аккомпанемент. Работа в дуэте с педагогом.
Урок 16. Зачет. Исполнение разобранных песен в удобной для голоса тональности (ля минор или ми минор). Работа с каподастером .
Пример остальных "учебных " произведений : «Ветер перемен» и з к/ф «Мэри Попинс, до свидания „,“ Костер» А. Макаревича, "Звезда по им Солнце " В. Цоя с характерным "цоевским "боем , «Перекрёсток семи дорог» А. Макаревича и т.д. Ученикам предлагается базовый материал, включающий в себя 30 -40 песен разных жанров, преимущественно авторские -бардовские, классика русского рока. песни из кинофильмов, а так же ретро -эстрада. При этом сразу оговаривается. что далеко не всем песням и жанрам педагог может научить , а лишь в тех, где он компетентен. По истечению 2- 3 месяцев начального обучения становится понятными сильные и слабые стороны ученика, над чем стоит работать дальше. в каком направлении, в выборе дальнейшего репертуара возможен компромисс, т .е педагог может подбирать предложенные учеником песни и обучать его аккомпанементу к этим песням.
Одной из важных сторон обучение аккомпанементу является работа в группе, то есть гитара в дуэте и в трио. Простейший пример -разделение аккомпанемента по функциям. «Кукушка», В. Цой... Как минимум, ее можно сыграть тремя способами : бой «шестерка», "Шестерка с приглушением, «а-ля кантри»
«Один взгляд назад» (К. Никольский ) бой "шестерка "
"Это все " (Ю. Шевчук) "короткий! перебор две четверти, игра щипками и боем
"Однажды мир прогнется под нас " (А. Макаревич). бой "медленная шестерка "
«Там , где клен шумит» бой "балладный " на четыре четверти
«Замыкая круг» (К. Кельми- М. Пушкина )бой "балладный " на четыре четверти
«Дыхание» (Наутилус Помпилиус) бой "шестерка "
"Надежда " бой "маршевый " на две четверти
«Костер» (А. Макаревич ) бой и перебор «кантри» на четыре четверти
"Группа крови " (В. Цой ) бой "цоевский " на четыре четверти
"Катюша " . ритм "Цыганочка " или «частушки». бой, перебор и щипки на две четверти
2 уровень.
Для тех, кому скучно играть просто аккордами
Примерно после 6 -8 месяцев занятий ,( для кого то нужен год), педагог обучает обыгрывать аккорды на басовых струнах и дискантах, за счет этого аккомпанемент становится более «вкусным». Дается представление о нотах , расположении их на грифе, а так же разбираются минорные и мажорные гаммы, пентатоника, а так же гаммы с альтерированными ступенями. Проведение мелодической линии (соло), смена позиций аккордов в процессе аккомпанемента , — все это придает звучанию особый колорит.
Обыгрывание аккордах на дискантах
Проведение мелодической линии про обыгрывании аккордов на дискантах по ступеням аккордов, в разных позициях , трех положениях : верхнем, среднем, нижнем. Аккорды проигрываем так же по квартовому кругу, в тональностях ля минор и ми минор. Для удобства опевания используются упрощенные аппликатуры , такие , как малое барэ, и трезвучия на трех нижних струнах (дискантах)
Предложенная мною методика опевания аккордов по ступеням позволяет сделать аранжировку для несложных песенных гармоний
Басовые ходы в аккомпанементе на примере известной песни
Принцип обыгрывание аккордов на басовых струнах, описанный мною, заключается в проведении басового хода по трезвучию (по 1, 3, 5 ступеням аккорда ), в размере 4/4, с пропуском второй доли, а так же при аккомпанементе с ровным басовым ходом по четырем четвертям (шагающий бас) по 1, 2 , 3 , 5 ступеням аккорда.
И так, рассмотрим подробнее ритмические рисунки предложенного мною аккомпанемента.
«Шагающий „ бас по 1, 2 , 3 и 5 ступеням аккорда распределяется ровно по долям -четырем четвертям .
- / раз — и / два -и / три — и / четыре — и /
- / бас -щипок / бас -щипок /бас -щипок /бас -щипок /
Ритм обыгрывание аккорда на басах по трезвучию -по 1, 3 , 5 ступеням (щипками или“ перебором») рассмотрим в двух вариантах
Вариант 1. Игра триолями ( доля делится на 3 части :раз-два-три)
щипками:
- раз-два-три /раз-два-три / раз...
- бас -щ- щ / бас — щ — щ / бас...
перебором :
- раз-два-три /раз-два-три / раз...
- бас-3стр-2стр/бас-3стр-2стр/ бас...
Вариант 2. С пропуском доли на счет «два»:
- Бас -пауза -щ / Бас -пауза -щ / бас-пауза
Схемой можно записать следующим образом:
- бас -пауза / щ -бас / пауза- щ / бас -пауза
- раз / два / три / четыре
Ноты в аккордах, расположенные на 1, 2, 3, 5 ступенях ,и находящиеся на соответствующих струнах:
- ля минор (Am) : ля, си, до, ми /5 (0), 5 (2), 5 (3), 4 ( 2)
- ре минор(Dm) — ре, ми, фа, ля / 4 (0),4 (2), 4 (3), 3 (2)
- соль мажор(G) -соль, ля, си, ре/ 6 (3), 5 (0), 5 (2), 4 (0)
- до мажор© -до,ре, ми, соль / 5 (3),4 (0), 4 (2), 3 (0)
- фа мажор(F) -фа,соль, ля, до / 5 (8), 4 (5), 4 (7), 3 (5) -барэ на 5 ладу
- си мажор септ(H7) : си, до диез, ре диез, фа диез / 5 (2), 5 (4), 5 (6), 4 (4)
- ми мажор(E) :ми, фа диез, соль диез, си / 6 (0), 6 (2), 6 (4), 5 (2)
- ми минор(Em) : ми, фа диез, соль, си / 6 (0), 6 (2), 6 (3), 5 (2)
- ля мажор сеп(A7)т : ля, си, до диез, ми / 5 (0), 5 (2), 5 (4), 4 (2)
- ре мажор(D) : ре, ми, фа диез,ля /4 (0), 4 (2), 4 (4), 3 (2)
- фа диез мажор(F#) : фа диез, соль диез мажор, ля диез мажор, до диез мажор / 5 (9), 4 (6), 4 (8), 3 (6) -барэ на 6 ладу
Ноту «си» и аккорды, построенные от этой ноты, будем обозначать буквой «H» , в традиции классической школы, в отличии от совресенной, где «си» обозначается как" B"
Аккорды тональностей ля минор и ми минор я расположил в последовательности квартового круга (через два с половиной тона) . Это последовательность является стандартным гармоническим оборотом, который часто используется в песнях.
Тональность ля минор Am: Am -Dm -G -C -F — H7 — E -Am
Тональность ми минор Em : Em -Am -D — G — C — F# — H7 — Em
Примеры аранжировок и украшения аккомпанемента
КАК Я РАБОТАЮ С «ЧАЙНИКАМИ», ТО ЕСТЬ С НАЧИНАЮЩИМИ СОЛИСТАМИ
Рассказывать или писать о себе — дело в наше время весьма распространенное для творческих людей. Если тебя некому продвигать, то приходится заниматься продвижением самостоятельно. В конкретном случае я хочу написать не столько о себе, сколько о моей методике работы с людьми. А именно, методике раскрытия и развития музыкальных и творческих способностей. На примере нескольких моих учеников.
С годами у меня выработался собственный стиль в музыкальной педагогике, хотя образования у меня никакого нет. Есть только большой 30 — летний опыт работы, и огромное желание вдохновлять и раскрывать людей.
Если рассмотреть мои способности гитариста и певца -они среднестатистические, ни тем , ни другим я не являюсь. Так, «диванно-костровой уровень», как говорят мои коллеги. Для сочинения песен, исполнения их и чужих под собственный гитарный аккомпанемент — этого достаточно, чтобы собирать вокруг себя компании. Так я, собственно, и жил лет 8-10 с того момента, как взял впервые гитару в руки. Когда встал вопрос о зарабатывании денег, я относился к своим педагогическим способностям весьма скептически, так как начинать с нуля, без опыта и элементарного образования ,всегда непросто . Я искал себя, нащупывал методику чисто интуитивно. И вот интуиция, наверное, мне и помогла. С годами появился опыт, а с опытом пришла уверенность.
Так как я не владею музыкальной грамотой и не умею писать и читать ноты, я пошел другим, более доступным путем, а именно: опираясь на собственный слух и слуховой опыт, я разработал МЕТОДИКУ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ АККОМПАНЕМЕНТУ НА 6 СТРУННОЙ ГИТАРЕ БЕЗ НОТ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ЛЮБОГО УРОВНЯ И ВОЗРАСТА. И в первую очередь тех, кому «медведь наступил на ухо».
Хочу сослаться на одного из прилежных учеников, а точнее, учениц, Татьяну Галушину.
Когда она пришла ко мне с просьбой научите ее петь, я был поставлен в весьма затруднительную ситуацию. При прослушивании выяснилось, что у неё напрочь отсутствуют необходимые природные данные: слух, чувство ритма, и музыкальная память. Дело в том, что я петь сам не умею. В том смысле, что голос у меня не поставлен, с дыханием я не работаю на должном уровне, и т д. Я мог все это объяснить Татьяне, она бы развернулась, и пошла искать другого преподавателя, и, несомненно бы нашла. Но у меня вдруг в голове зародилась такая мысль: а если попробовать? Таня согласилась стать «подопытном кроликом», так как все-таки очень хотела петь. Наверное, это меня и подстегнуло, так как в душе забрезжила надежда сделать невозможное возможным. Спортивный интерес, если хотите, проверить себя «на слабо». И я взялся...
2. Поскольку я не педагог по вокалу, о чем говорил выше, я предложил учиться петь, то есть попадать в ноты посредством гитары. На гитаре Таня никогда раньше не играла, и не собиралась. На удивление, она согласилась. В практике моей впервые встретился человек, который решил научиться играть на гитаре ради того, чтобы научиться петь! И мы стали терзать этот инструмент: ставить пальцы на струны и образовывать простейшие комбинации — аккорды. А также отбивать незамысловатые ритмы, простукивать и повторять ритмические рисунки на корпусе гитары, а потом на приглушенных струнах. Для того, чтобы Таня услышала ноты и попала в них голосом, мне приходилось петь сначала фальцетом, в ее диапазоне. Неожиданно выяснилось, что легче попасть голосом в ноту, когда ее берешь на гитаре, и Таня стала разбирать ноты, находить их на грифе, и черепашьими шагами двигаться к заветной цели. Год упорных домашних упражнений и занятий со мной, и вот Таня запела. Сначала негромко, даже боязливо, вместе со мной, так как необходимо было слышать ориентир и опору. Параллельно с голосом мы стали работать с ритмом — одновременно пели и простукивали ...И я открыл себя как бы заново . Я понял, что мне интересно работать, придумывать и импровизировать на ходу . И самое главное, видеть РЕЗУЛЬТАТ СВОЕГО ТРУДА. Таким образом, обучая, я обучался сам. Оказывается, вовсе не обязательно уметь писать и читать ноты, заниматься сольфеджио. Необходимы УПОРСТВО и ИНТЕРЕС. Даже где-то и одержимость. Как со стороны ученика, так и со стороны педагога .