МОЯ МЕТОДИКА

Обучение игре на гитаре и пению в Томске. Для начинающих и играющих. Безнотный способ. Ускоренная методика обучения игре на гитаре. Развитие слуха, чувства ритма. обучение игре на гитаре в Томске. А также: раскрутка начинающих авторов и исполнителей предоставление сцены помощь в аккомпанементе организация квартирников, творческих вечеров, концертов в Томске и Томской области в Томске, Новосибирске, дистанционно В Томске: центр города, Кузнецова 16 . тел. 8-953-922-23-47 О методике обучения игре на гитаре Начну с того, что я преподаю гитарный аккомпанемент и сопутствующее ему пение не на современных образцах поп и рок-культуры, а также не на дворовых стандартах, увы. Этого материала сейчас предостаточно в интернете на различных сайтах с подробным разбором табулатур и аккордов. Моя методика основана на подборе аккомпанемента к песням «на слух» в удобной для исполнения тональности. Учитываются особенности, потенциал и диапазон каждого ученика. Данная методика преподавания является пособием для развития ритмических навыков и моторики обеих рук с одновременным проговариванием — пропеванием песенных текстов. Вместе с учениками педагог пропевает учебные песни в разных тональностях и регистрах: так удобнее услышать «свой » нотный диапазон. После того как ученик овладел азами аккомпанемента, я подбираю методическую линию в аккомпанементе посредством обыгрывания того или иного аккорда. Обучение может строиться в гитарном дуэте, в трио. На групповых занятиях (от 2 до 5 человек) идет работа с ритмом и интонированием, на индивидуальных уроках проводится более тщательная работа по исправлению ошибок и развитию способностей, с учетом индивидуальных особенностей. Далеко не все в одинаковой степени могут усваивать учебный материал, педагог работает со всеми, не отбраковывая слабых учеников. Даю основы импровизации на любительском уровне. АККОМПАНИРОВАТЬ СЕБЕ НА ГИТАРЕ И ПЕТЬ МОЖЕТ ЛЮБОЙ! Мой 30-летний педагогический стаж показывает, что научить играть на этом бесхитростном инструменте можно уже за 2 месяца : овладеть азами, переставляя 10-12 аккордов под простые ритмические движения правой руки, пропевать при этом от 5 до 10 общеизвестных песен -учебных произведений (гармонический стандарт), а так же развить голос, слух, чувство ритма, музыкальную память.

1 уровень. 

Для начинающих

1) "Как здорово " ("Изгиб гитары желтой ") Олега Митяева . Считаем до трех , выделяя первую -сильную долю (3/8), потом до шести -два раза про три ( 6/8). Ритм вальса , можно исполнять щипками или боем , первую долю выделяя большим пальцем на главной басовой струне, или 6 -дольном переборе (6/8)

2) "Ваше благородие " Булата Окуджава можно просчитывать как на две доли (2/4) раз-и-два-и, выделяя первую и вторую долю, так и на четыре доли (4/4), выделяя только первую -сильную. Способ  звукоизвлечения -щипки или бой , сильной доле соответствует нажим большого пальца на главную ноту в басу -тонику, слабые доли -удары или защипы трех нижних струн -дискантов.

3) "Город золотой " (стихи Хвостенко , Волхонский , обработка Бориса Гребенщикова )размер 4/4, простукиваем на раз-два-три-четыре. Наглядный пример "медленных « баллад на 4/4 или 8/8 при исполнении» быстрым "перебором

Пример остальных "учебных " произведений : «Ветер перемен» и з к/ф «Мэри Попинс, до свидания „,“ Костер» А. Макаревича, "Звезда по им Солнце " В. Цоя с характерным "цоевским "боем , «Перекрёсток семи дорог» А. Макаревича и т.д. Ученикам предлагается базовый материал, включающий в себя 30 -40 песен разных жанров, преимущественно авторские -бардовские, классика русского рока. песни из кинофильмов, а так же ретро -эстрада. При этом сразу оговаривается. что далеко не всем песням и жанрам педагог может научить , а лишь в тех, где он компетентен. По истечению 2- 3 месяцев начального обучения становится понятными сильные и слабые стороны ученика, над чем стоит работать дальше. в каком направлении, в выборе дальнейшего репертуара возможен компромисс, т .е педагог может подбирать предложенные учеником песни и обучать его аккомпанементу к этим песням.

«Один взгляд назад» (К. Никольский ) бой "шестерка "

"Это все " (Ю. Шевчук) "короткий! перебор две четверти, игра щипками и боем

"Однажды мир прогнется под нас " (А. Макаревич). бой "медленная шестерка "

«Там , где клен шумит» бой "балладный " на четыре четверти

«Замыкая круг» (К. Кельми- М. Пушкина )бой "балладный " на четыре четверти

«Дыхание» (Наутилус Помпилиус) бой "шестерка "

"Надежда " бой "маршевый " на две четверти

«Костер» (А. Макаревич ) бой и перебор «кантри» на четыре четверти

"Группа крови " (В. Цой ) бой "цоевский " на четыре четверти

"Катюша " . ритм "Цыганочка " или «частушки». бой, перебор и щипки на две четверти

2 уровень.

Для тех, кому скучно играть просто аккордами

Примерно после 6 -8 месяцев занятий ,( для кого то нужен год), педагог обучает обыгрывать аккорды на басовых  струнах и дискантах, за счет этого аккомпанемент становится  более «вкусным». Дается представление о нотах , расположении их на грифе, а так же разбираются минорные и мажорные гаммы, пентатоника, а так же гаммы с альтерированными ступенями. Проведение мелодической линии (соло), смена позиций аккордов в процессе аккомпанемента , — все это придает звучанию особый колорит.

Обыгрывание аккордах на дискантах

Проведение мелодической линии про обыгрывании аккордов на дискантах по ступеням аккордов, в разных позициях , трех положениях : верхнем, среднем, нижнем. Аккорды проигрываем так же по квартовому кругу, в тональностях ля минор и ми минор. Для удобства опевания используются упрощенные аппликатуры , такие , как малое барэ, и трезвучия на трех нижних струнах (дискантах)

Предложенная мною методика опевания аккордов по ступеням позволяет сделать аранжировку для несложных песенных гармоний

Басовые ходы в аккомпанементе на примере известной песни

Принцип обыгрывание аккордов на басовых струнах, описанный мною, заключается в проведении басового хода по трезвучию (по 1, 3, 5 ступеням аккорда ), в размере 4/4, с пропуском второй доли, а так же при аккомпанементе с ровным басовым ходом по четырем четвертям (шагающий бас) по 1, 2 , 3 , 5 ступеням аккорда.

И так, рассмотрим подробнее ритмические рисунки предложенного мною аккомпанемента.

«Шагающий „ бас по 1, 2 , 3 и 5 ступеням аккорда распределяется ровно по долям -четырем четвертям .

  • / раз — и / два -и / три — и / четыре — и /
  • / бас -щипок / бас -щипок /бас -щипок /бас -щипок /


Ритм обыгрывание аккорда на басах по трезвучию -по 1, 3 , 5 ступеням (щипками или“ перебором») рассмотрим в двух вариантах

Вариант 1. Игра триолями ( доля делится на 3 части :раз-два-три)

щипками:

  • раз-два-три /раз-два-три / раз...
  • бас -щ- щ / бас — щ — щ / бас...

перебором :

  • раз-два-три /раз-два-три / раз...
  • бас-3стр-2стр/бас-3стр-2стр/ бас...


Вариант 2. С пропуском доли на счет «два»:

  • Бас -пауза -щ / Бас -пауза -щ / бас-пауза

Схемой можно записать следующим образом:

  • бас -пауза / щ -бас / пауза- щ / бас -пауза
  • раз / два / три / четыре


Ноты в аккордах, расположенные на 1, 2, 3, 5 ступенях ,и находящиеся на соответствующих струнах:

  • ля минор (Am) : ля, си, до, ми /5 (0), 5 (2), 5 (3), 4 ( 2)
  • ре минор(Dm) — ре, ми, фа, ля / 4 (0),4 (2), 4 (3), 3 (2)
  • соль мажор(G) -соль, ля, си, ре/ 6 (3), 5 (0), 5 (2), 4 (0)
  • до мажор© -до,ре, ми, соль / 5 (3),4 (0), 4 (2), 3 (0)
  • фа мажор(F) -фа,соль, ля, до / 5 (8), 4 (5), 4 (7), 3 (5) -барэ на 5 ладу
  • си мажор септ(H7) : си, до диез, ре диез, фа диез / 5 (2), 5 (4), 5 (6), 4 (4)
  • ми мажор(E) :ми, фа диез, соль диез, си / 6 (0), 6 (2), 6 (4), 5 (2)
  • ми минор(Em) : ми, фа диез, соль, си / 6 (0), 6 (2), 6 (3), 5 (2)
  • ля мажор сеп(A7)т : ля, си, до диез, ми / 5 (0), 5 (2), 5 (4), 4 (2)
  • ре мажор(D) : ре, ми, фа диез,ля /4 (0), 4 (2), 4 (4), 3 (2)
  • фа диез мажор(F#) : фа диез, соль диез мажор, ля диез мажор, до диез мажор / 5 (9), 4 (6), 4 (8), 3 (6) -барэ на 6 ладу

Ноту «си» и аккорды, построенные от этой ноты, будем обозначать буквой «H» , в традиции классической школы, в отличии от совресенной, где «си» обозначается как" B"

Аккорды тональностей ля минор и ми минор я расположил в последовательности квартового круга (через два с половиной тона) . Это последовательность является стандартным гармоническим оборотом, который часто используется в песнях.

Тональность ля минор Am: Am -Dm -G -C -F — H7 — E -Am

Тональность ми минор Em : Em -Am -D — G — C — F# — H7 — Em

Примеры аранжировок и украшения аккомпанемента

КАК Я РАБОТАЮ С «ЧАЙНИКАМИ», ТО ЕСТЬ С НАЧИНАЮЩИМИ СОЛИСТАМИ

 Рассказывать или писать о себе — дело в наше время весьма распространенное для творческих людей. Если тебя некому продвигать, то приходится заниматься продвижением самостоятельно. В конкретном случае я хочу написать не столько о себе, сколько о моей методике работы с людьми. А именно, методике раскрытия и развития музыкальных и творческих способностей. На примере нескольких моих учеников.

С годами у меня выработался собственный стиль в музыкальной педагогике, хотя образования у меня никакого нет. Есть только большой 30 — летний опыт работы, и огромное желание вдохновлять и раскрывать людей.

Если рассмотреть мои способности гитариста и певца -они среднестатистические, ни тем , ни другим я не являюсь. Так, «диванно-костровой уровень», как говорят мои коллеги. Для сочинения песен, исполнения их и чужих под собственный гитарный аккомпанемент — этого достаточно, чтобы собирать вокруг себя компании. Так я, собственно, и жил лет 8-10 с того момента, как взял впервые гитару в руки. Когда встал вопрос о зарабатывании денег, я относился к своим педагогическим способностям весьма скептически, так как начинать с нуля, без опыта и элементарного образования ,всегда непросто . Я искал себя, нащупывал методику чисто интуитивно. И вот интуиция, наверное, мне и помогла. С годами появился опыт, а с опытом пришла уверенность.

Так как я не владею музыкальной грамотой и не умею писать и читать ноты, я пошел другим, более доступным путем, а именно: опираясь на собственный слух и слуховой опыт, я разработал МЕТОДИКУ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ АККОМПАНЕМЕНТУ НА 6 СТРУННОЙ ГИТАРЕ БЕЗ НОТ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ЛЮБОГО УРОВНЯ И ВОЗРАСТА. И в первую очередь тех, кому «медведь наступил на ухо».

Хочу сослаться на одного из прилежных учеников, а точнее, учениц, Татьяну Галушину.

Когда она пришла ко мне с просьбой научите ее петь, я был поставлен в весьма затруднительную ситуацию. При прослушивании выяснилось, что у неё напрочь отсутствуют необходимые природные данные: слух, чувство ритма, и музыкальная память.    Дело в том, что я петь сам не умею. В том смысле, что голос у меня не поставлен, с дыханием я не работаю на должном уровне, и т д. Я мог все это объяснить Татьяне, она бы развернулась, и пошла искать другого преподавателя, и, несомненно бы нашла. Но у меня вдруг в голове зародилась такая мысль: а если попробовать?   Таня согласилась стать «подопытном кроликом», так как все-таки очень хотела петь. Наверное, это меня и подстегнуло, так как в душе забрезжила надежда сделать невозможное возможным. Спортивный интерес, если хотите, проверить себя «на слабо». И я взялся...

2. Поскольку я не педагог по вокалу, о чем говорил выше, я предложил учиться петь, то есть попадать в ноты посредством гитары. На гитаре Таня никогда раньше не играла, и не собиралась. На удивление, она согласилась. В практике моей впервые встретился человек, который решил научиться играть на гитаре ради того, чтобы научиться петь! И мы стали терзать этот инструмент: ставить пальцы на струны и образовывать простейшие комбинации — аккорды. А также отбивать незамысловатые ритмы, простукивать и повторять ритмические рисунки на корпусе гитары, а потом на приглушенных струнах. Для того, чтобы Таня услышала ноты и попала в них голосом, мне приходилось петь сначала фальцетом, в ее диапазоне. Неожиданно выяснилось, что легче попасть голосом в ноту, когда ее берешь на гитаре, и Таня стала разбирать ноты, находить их на грифе, и черепашьими  шагами двигаться к заветной цели. Год упорных домашних упражнений и занятий со мной, и вот Таня запела. Сначала негромко, даже боязливо, вместе со мной, так как необходимо было слышать ориентир и опору. Параллельно с голосом мы стали работать с ритмом — одновременно пели и простукивали ...И я открыл себя как бы заново . Я понял, что мне интересно работать, придумывать и импровизировать на ходу . И самое главное, видеть РЕЗУЛЬТАТ СВОЕГО ТРУДА. Таким образом, обучая, я обучался сам. Оказывается, вовсе не обязательно уметь писать и читать ноты, заниматься сольфеджио. Необходимы УПОРСТВО и ИНТЕРЕС.  Даже где-то и одержимость. Как со стороны ученика, так и со стороны педагога .

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх