Женщины –  барды: когда поет душа

 

Когда поет женская душа, мир вокруг наполняется смыслом и гармонией.  Рождается женская авторская песня, нежные строчки идут от сердца, а шестиструнная подруга помогает им обрести совершенное звучание. Потертый песенник принимает новые сокровенные мысли, узкий круг друзей впитывает новую порцию излученной женской энергии, а творческая женская натура получает реализацию.

Женщина — бард делится своими сокровенными чувствами через поэзию, исповедуется о наболевшем в разговоре по душам. Ее музыка, манера исполнения, жесты и интонация передают всю гамму переживаний и уводят зрителя и слушателя в особый мир автора. Важно прочувствовать эти эмоции на одной волне с поэтессой, понять, чем она делится, прочитать мысли между строк и между струн, оценить недосказанное.

Долгое время при слове «бард» возникали ассоциации о мужчине с простой гитарой, бородатом и в грубом свитере, поющем у костра или в узком кругу единомышленников. В памяти всплывают образы Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Александра Розенбаума, Юрия Визбора, Булата Окуджавы.

Женщины — барды не очень известны широким кругам. Они не собирают больших зрительных залов, их редко транслируют по радио, им редко посвящают передачи на телевидении. Может быть, потому, что их искусство носит «неформальный» характер и у них особая категория слушателей; далеко не каждому дано их понять и прочувствовать, настроиться на их волну.

 

Женщины — барды СССР

 

Ада Якушева 

Одной из самых известных поэтесс с гитарой в СССР была жена известного Юрия Визбора — Ариадна (Ада) Адамовна Якушева (1934—2012 г.).

Ада Якушева

Ее творчество в полной мере воплотило чувственную нежную натуру, каскады женственности льются на зрителя с первых нот. Достаточно начать слушать ее исполнение, и воображение легко уносит в лесную сказку, в мир, где среди гор и рек, звезд и дорог царят любовь, гармония, чистая дружба.

Трудно передать сухими строчками статьи мироощущение этой исполнительницы, проще включить песни Ады Якушевой и пережить с ней всю гамму чистых, нежных, искренних чувств. Названия ее песен говорят сами за себя: «Да обойдут тебя лавины», «Мой друг рисует горы», «Попрощались мы до вокзала», «Ты — мое дыхание»...

 

Новелла Матвеева

Ровесница Ады Якушевой — Новелла Николаевна Матвеева сильно отличалась своим творчеством, ее поэзия имеет несколько иное творческое направление, можно сказать «на любителя».

Новелла Матвеева

Тоненьким голоском Новелла, будучи даже в степенном возрасте, исполняла свои особые детско-фантазийные произведения, тексты которых пронизаны уменьшительно-ласкательными суффиксами и восторженными междометиями («Кораблик», «Ласточкина школа», «Солнечный зайчик» и другие). Даже те песни, которые несли особый серьезный романтический смысл, исполнительница передавала зрителю с налетом добрых детских мечтаний. Понять эту специфическую благородную душу, это особое тонкое мировоззрение, дано далеко не каждому современному слушателю. Новелла много выступала с благотворительными целями в социальных учреждениях, писала «в стол». Ее архивы еще до конца не изучены.

 

Вера Матвеева

Матвеева Вера Ильинична (1945 г.р.) – талантливая поэтесса и музыкант, одна из первых женщин – бардов в нашей стране.

Вера Матвеева

Ее красивый голос, как горный ручеек, журчит в сердцах ее поклонников. Расцвет творчества пришелся на 1960 – 1970 годы. Лирика ее отличается искренностью, душевностью и трагизмом, она предчувствовала свою раннюю смерть.

 


Вероника Долина

Особое место среди советских и российских женщин — бардов занимает Вероника Долина (1956 г.р.)

Вероника Долина

Благословленная Булатом Окуджавой, она стала популярной у своего зрителя еще в 1970-е годы, когда кассеты вставляли в магнитофон. Ее лирика родственна искусству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Вероника Долина создала более пятисот произведений. С первых строк ее песни зритель, окутанный глубоким, чуть бархатным голосом, погружается в особый мир, полный тайн, любви, трагедий, чувственных переживаний. «Элегантные», благородные романсы заставляют сопереживать, их душевность чарует и завораживает. Это тот случай, когда нежная красивая авторская песня в женской партии не оставит равнодушным любого слушателя.

 

Галина Хомчик

В аналогичном творческом ключе завораживает своим исполнением Галина Викторовна Хомчик (1960 г.р.).

Галина Хомчик

Она не пишет тексты, но самая нежная бардовская песня в женском исполнении — это про нее. Галина Хомчик является постоянным членом жюри фестиваля имени В. Грушина.

 


 

 

Зоя Ященко

В каком женском песеннике не найдется «Белая гвардия, белый снег…»? Эту песню с удовольствием распевают на фестивалях и в КСП (клубах самодеятельной песни). Автор песни – Зоя Николаевна Ященко (1972 г.р.), основатель группы «Белая гвардия».

Зоя Ященко

В 1990-е годы группа З. Ященко покорила сердца российской молодежи, их песни распевали и на концертных площадках, и во дворах. Свое музыкальное направление Зоя Ященко называет «сентиментальный рок».

 

Перечислять женщин — исполнителей авторской песни можно еще долго. Женская авторская песня в исполнении Вероники Долиной, Веры Матвеевой, Зои Ященко, Екатерины Болдыревой, Любови Захарченко, Татьяны Фоменко, Елены Казанцевой и других, в том числе, более молодых и современных, всегда найдет своего слушателя.

 

Фестивальные площадки

 

Где же выступают женщины – барды? Если не брать в расчет концертные залы и клубы самодеятельной песни, то остаются фестивали.

Самым популярным в России является Грушинский фестиваль, проводимый ежегодно с 1968 года под Самарой среди Жигулевских гор.

Грушинский фестиваль

Плавучая сцена-гитара, крупнейший палаточный лагерь, более 200 000 человек, творческая атмосфера, знаменитые артисты, авторы, исполнители, музыка, льющаяся отовсюду, привлекают любителей бардовского искусства. В 1978 году Вероника Долина заняла на этом фестивале 3 место. В 1987 году лауреатом среди исполнителей стала Галина Хомчик.

Ильменский фестиваль проводится каждый год с 1973 года в июне возле г. Миасс на берегу озера Ильмень.

Ильменский фестиваль

Собирается несколько десятков тысяч любителей авторской песни. Приятно поставить палатку среди сосен у озера и мчаться к главной сцене, где царит творческая атмосфера.

Международный фестиваль имени Булата Окуджавы проводится с 2001 года в разных странах. Организатор – телекомпания РЕН ТВ. Идея принадлежит президенту телекомпании Ирене Лесневской. Барды со всего мира исполняют песни на разных языках.

Фестиваль «Гринландия» проводится у реки Быстрица вблизи г. Киров с 1986 года.

Фестиваль "Гринландия"

Гостями фестиваля являются популярные артисты, от Иосифа Кобзона до Сергея Трофимова. Много внимания уделяется патриотической песне. В состав жюри входит Галина Хомчик.

Это малая часть бардовских площадок. Всего же их в России, с учетом местных региональных фестивалей, более сотни.

 

Стили  и направления женской авторской песни

 

Некоторые критики советской и современной поэзии считают, что такого пласта культуры как женская авторская песня не существует. Другие пытаются анализировать, а если классифицировать, то в пренебрежительно-юмористическом ключе. Есть общая классификация направлений авторской песни, предложенная А.П. Грачевым:

  • интеллигентское направление,
  • дорожно-туристское,
  • военное,
  • творческое,
  • направление авторской песни, выражающее стороны жизни, не связанные напрямую с основами творчества бардов.

При этом последнее направление он поделил на 3 составляющих:

  1. песни единения (отражающие единство с явлениями, по существу близкими), воспевающие дружбу, любовь, патриотизм, преданность своему народу, определенным людям, мировоззрению, идеям, образу деятельности;
  2. песни предстояния, (отражающие сущность явлений и идей со своей нейтральной позиции, без конкретизации личного отношения к этим идеям);
  3. песни отторжения явлений и идей, неприемлемых по существу, противоположных духовно-нравственному началу авторской песни.

Песню «Я шагаю дорогой длинной» Ады Якушевой А.П. Грачев причислил к песням единения.

Есть другая попытка классифицировать женское авторское творчество, предложенная женщиной – бардом Е. Фроловой.  Н. Матвееву она причисляет к литературным романтикам, А. Якушеву к представителям туристической жизненной романтики. Творчество Е. Казанцевой – к «женской  наивной поэзии», вознесенной до уровня произведения искусства. При этом Е. Фролова отмечает, что стили и направления женской авторской песни еще не сформированы окончательно, существует множество ответвлений.

 

Песни нашего века

 

Говоря о женской авторской песне, нельзя не упомянуть о резонансном проекте российских бардов «Песни нашего века». В конце 1990-х годов российскую эстраду захлестнула попсовая безвкусица, на этом фоне было решено собрать ансамбль известных авторов, исполнителей любимых всеми песен советских времен. Простые, мелодичные и содержательные песни, ставшие народными хитами, отбирались для проекта заранее. Название «песни нашего века» предложил О. Митяев. Участники ансамбля гастролировали в благотворительных целях по России и за рубежом и способствовали популяризации авторской песни. Проект оказался неожиданно популярным. Всего было выпущено 9 альбомов. В проекте участвовали и барды – женщины Лидия Чебоксарова, Галина Хомчик, Елена Фролова.

 

Женская бардовская песня в советском и постсоветском пространстве еще ждет своего исследователя. Тема настолько не изучена и интересна, что погружаясь в нее, хочется раскопать интересные факты, проникнуться поэзией и настроением, и, главное – слушать и наслушаться, до мурашек по коже. А это бесконечно. Каждая женщина – автор, женщина – исполнительница уникальна. Особый мир, который они нам приоткрывают с гитарой в руке, полный чувств и эмоций, завораживает, уводит и не отпускает.

Что-то запылилась моя гитара, пора…

 

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх