«Мы поем стихи, а в процессе сочинения „присваиваем“ себе поэзию любимых авторов. И мы льстим себя надеждой, что и сам автор, также, как и мы, прочел бы эти стихи».
Татьяна и Сергей Никитины

 

История этого «интеллигентного» дуэта началась в 1968 году, когда студентка Татьяна Садыкова стала петь в квинтете физического факультета Московского Государственного Университета. Со студенческой сцены тогда звучали песни Ю. Кима, А. Дулова и А. Городницкого. Уже несколько лет квинтетом руководил талантливый гитарист Сергей Никитин. К 1974 году Татьяна и Сергей Никитины уже пели дуэтом на концертных площадках страны, а квинтет постепенно прекратил свое существование.

После окончания МГУ супруги Никитины совмещали научную и концертную деятельность. Булат Окуджава считал очень важным появление Никитиных в мире искусства, отмечая их вкус, образованность и любовь к «истинной» поэзии.

В 1974 году С. Никитин в качестве композитора в соавторстве с В. Берковским начал работать над телевизионным фильмом «Морские ворота».

С тех пор дуэт Никитиных стал плодотворно сотрудничать с телестудией «Экран», Сергей писал музыку и исполнял вокальные партии с Татьяной.

В 1976 году супруги Никитины озвучили музыкальную партию к фильму «Золотая речка»:

 

 

а затем последовала работа еще над многими телевизионными фильмами, мультипликационными фильмами для детей и спектаклями. Баритон Сергея и сопрано Татьяны нравились режиссерам, зрителям, их постоянно приглашали к сотрудничеству.

Самые известные работы творческого союза Никитиных в киноискусстве и театре:

  • «Почти смешная история» (1977)
  • «Сказка о потерянном времени» (1978)
  • «Большой секрет для маленькой компании» (1979)
  • «Али — баба и 40 разбойников» (1983)
  • «Москва слезам не верит» (1980)
  • «Ежик плюс черепаха» (1981)
  • «Поездки на старом автомобиле» (1985)
  • «Забытая мелодия для флейты» (1987)
  • «Тихие омуты» (2000).

В музыкальном спектакле «Али — баба и сорок разбойников» в 1983 году Татьяна как актриса и певица исполнила роль Зейнаб, жены Али – бабы, а Сергей выступил в качестве композитора в соавторстве с В. Берковским. Для мюзикла было написано более 20 песен за 2 года.

Самый, пожалуй, популярный проект, в котором совместно работали супруги Никитины – советский фильм «Москва слезам не верит». Сергей Яковлевич сочинил музыку к кинофильму, а песни они с Татьяной Хашимовной исполнили вдвоем. После просмотра мелодрамы песни «Александра», «Диалог у новогодней елки» распевала вся страна. Фильм получил Государственную премию СССР и «Оскар», 150 стран купили его для проката.

 

Другой «народный» фильм, в котором можно услышать голос Сергея Яковлевича – «Ирония судьбы или с легким паром!», в нем главный герой Лукашин поет голосом Никитина.

 

Сергей Никитин признавался, что еще в 18 лет понял, что не будет писать стихи, а станет композитором. Тем не менее у него есть две песни на собственные стихотворения:

«Серпухов-Москва»

«…Я гляжу по сторонам и напеваю,

Только вспомню я – и сразу забываю,

Забываю и мотив тот, и слова…» (1980) 

и шуточная «Иванушка-дурачок»

«Если б было это в сказке,

В тридевятом царстве том,

Я б назвал тебя царевной,    

Сам бы был Иванушкой-дурачком…» (1963).

Есть песня, текст которой написан Сергеем Яковлевичем в соавторстве с Ю. Берниковым, «Начинаются реки из быстрых ручьев» (1964). Так что Сергея Никитина вполне можно назвать не только композитором и исполнителем, но и бардом в полном смысле этого слова.

Как исполнители авторской, бардовской песни супруги Никитины очень много гастролировали по стране и за рубежом. Публика всегда встречала их тепло, с упоением подпевала знакомым исполнителям. Оставив ради творчества научную деятельность, Татьяна и Сергей полностью посвятили себя песенной поэзии. Сергей Яковлевич в интервью журналистам рассказывал, что его супруга, благодаря любви к поэзии, отыскивала новые произведения, стихотворения, к которым он вслед за ней присматривался и накладывал музыку. Иногда она предлагала и варианты мелодий, так получалась интересная и плодотворная работа. Иногда они выступали с сыном Александром, так дуэт превращался в семейное трио.

В 1978 году Никитины в Центральном Доме работников искусств познакомились с дирижером и музыкантом из Франции П. Мориа. Он был очарован песней Татьяны и Сергея «Под музыку Вивальди» настолько, что отказался уезжать из Москвы без этой песни, а через два месяца во Франции выпустил ее инструментальную версию:

 

 

Одними из первых среди отечественных исполнителей авторской песни Татьяна и Сергей в 1970 – е годы открыли США в плане знакомства с любителями народной гитары.  Ближе всего к нашему бардовскому жанру оказался «folk songs». Никитины подружились с представителями американской народной музыки, в 1991 году выступили вместе с Питом Сигером на фестивале в Вудстоке Иллиноис.

Никитин:

«Был наш совместный концерт в
городском оперном театре, специальный концерт для детей и, наконец, для взрослых в
доме Мастов в зале человек на 200. Но какие это были слушатели! Стоило только Сигеру
начать песню — зрители тут же начинали подпевать, очень музыкально, на несколько
голосов своему, хотел сказать „кумиру“, нет, лучше сказать — другу. Мы с Татьяной эти
два дня были просто счастливы.»

С Питом Сигером в Вудстоке Иллинойс, в ноябре 1991-го года (слева направо): Eunice
Mast, Татьяна Никитина, Don Mast, Pete Seeger, Ken Marsh

 

Творческий союз Никитиных был и остается одним из самых популярных среди исполнителей авторской песни. Супруги часто выступали на фестивалях отечественной бардовской песни, до 1999 года состояли в жюри знаменитого Грушинского фестиваля. Очень гордятся дружбой с Булатом Окуджавой, исполняют его произведения. За время работы дуэта Никитиных выпущено более 20 пластинок и компакт – дисков.

Сегодня они по – прежнему много выступают в стране и за рубежом, организуют «Никитинские встречи» для детей.

В 2019 году Сергей Никитин с Татьяной исполнили несколько песен на международном фестивале «Летние вечера в Елабуге».

Сергей Никитин считает, что авторская песня «формирует человека как личность с уникальными особенностями характера», она неотделима от поэзии, а потому «то, что не является русской поэтической речью, уже автоматически не имеет отношения к авторской песне».

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх