патриотизм

Патриотическое направление в авторской песне

«…Там, где сердце всегда носил я,

Где песни слагались в пути,

Болит у меня Россия,

И лекаря мне не найти…»

 

Тема любви к Родине всегда была одной из ключевых в традициях песенно – поэтического творчества разных народов мира. Еще в сочинениях поэтов древнейших времен, в былинах и балладах воспевался героизм как простого народа, так и правителей, вождей и военачальников, а также воспевались гордость и боль за родную сторону, за державу. В русской патриотической поэзии известны песнопения авторства Ивана IV Грозного, одно из которых восхваляет Владимирскую икону Божией матери, по легенде защитившую Москву от Тамерлана.  После победы над Наполеоном в 1816 году был утвержден первый официальный гимн «Молитва русского народа». В авторской песне второй половины XX века, в условиях идеологического контроля, осмысление истории России, недостатки социалистического строя, духовная несвобода, боль за проблемы общества и пути Родины были замаскированы шуточно – сатирическими повествовательными образами. Кроме этого, тема патриотизма проявилась в жанре военных баллад, так как многие из основателей авторской песни были участниками Великой отечественной войны.

 

Тема Родины в песенной поэзии авторов и бардов XX века

 

Булат Окуджава

 

Булат Шалвович Окуджава (1924 – 1997 гг.) девятиклассником ушел на фронт, был ранен, награжден медалями; на фронте он написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». Песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» практически является национальным военным хитом, а кроме этого, гимном десантных войск. В ней настолько эмоционально выражена вся боль русского народа за родную землю, так до дрожи пронимает трагический накал, что без слез ее невозможно прожить. Песня заставляет именно прожить ее. При этом автор в жанровых традициях сердечно и душевно ведет разговор, используя слова «наш», «брат», создавая атмосферу доверия и общности переживания.

Александр Городницкий

 

Ярко отражена тема патриотизма, отечественной истории и культуры в произведениях одного из основателей жанра авторской песни, барда – шестидесятника Александра Городницкого (1933 г.р.). Автор иронично отзывается о русских царях и возвеличивает многонациональную единую Российскую империю: «Памятник Петру I», «Николай I», «Петр III», «Национальная идея России». В современном стихотворении «Поэт» А. Городницкий отмечает, что поэт, выражая свое призвание, не может не думать о Родине:

«И снова живется нам плохо,

И тонкая рвется струна.

Идет за эпохой эпоха.

Идет за войною война.

И снова зимою и летом

На раны нам сыплется соль.

А значит, призванье поэта —

Принять на себя эту боль.

Препятствовать войнам бесславным.

Над павшими плакать навзрыд.

Писать неизменно о главном.

А главное – то, что болит…».

Владимир Высоцкий

 

Особой строкой стоит отметить тему патриотизма в творчестве Владимира Высоцкого (1938 – 1950 гг.) Хотя ему недостаточно строки: поэзии этого гения посвящено много литературных и научных трудов. Вся противоречивость творческой натуры В. Высоцкого выражена в его поэзии по отношению к России. Он искренне любил Отчизну и ненавидел ее, образно воспевал ее благородство и высмеивал недостатки.

«…Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною –

Перед солоно – да горько – кисло – сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая, жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, распухла от сна…»

(1975)

Война лишь краем коснулась биографии В. Высоцкого, но он посвятил ей множество душевных и пронзительных баллад, песен – ассоциаций, настолько эмоционально изложенных, что у слушателя создается иллюзия участия, а критики отмечают, что автор достиг «бесподобной поэтической высоты».

Александр Дольский

 

Раздумья о судьбе России, образ родной земли являются одними из основных в лирико – исповедальных произведениях «самого интеллигентного барда» Александра Дольского (1938 г.р.):

«…Бессонные думы жестокой строкой

Огранишь внутри и снаружи,

Робея в надежде, что твой непокой

Для пользы Отечества служит…».

Лирический герой А. Дольского, воплощенный в образе странствующего барда, стилизованно и размеренно повествует о своих духовных порывах, о философских думах, взывает к Всевышнему в молитвах о России:

«…Я стану Творца просить –

Пусть вспомнит народ усталый

Старинной приметы суть,

Что версты дороги старой

На новый выводят путь…».

Нравственное осмысление национальной истории у А. Дольского иногда проявляется в гротескно – сатирической форме.

Военные баллады автора пронизаны горькой иронией:

«…И только хитрый генерал

Признал свою вину,

Что слишком мало он послал

Мальчишек на войну…».

Стоит добавить, что виртуозное владение гитарой, особая манера исполнения А. Дольского накладывают своеобразный смысл на его песни, передают сугубо индивидуальный характер произведения.

Жанна Бичевская

 

Святость русской земли, патриотизм и православная вера являются главной темой в творчестве Жанны Бичевской (1944 г.р.). Собирательница народного фольклора, она совместила свой бардовский стиль с кантри – фолком, чем обеспечила своему творчеству уникальность и своеобразие. Б. Окуджаву она называет своим крестным отцом.

«Все мы – дети Великой Державы,

Все мы помним заветы отцов,

Ради знамени, чести и славы

Не щади ни себя, ни врагов.

Встань, Россия, из рабского плена!

Дух победы зовет! В бой пора!

Подними боевые знамена

Ради веры, любви и добра!».

Работая в стиле околорелигиозной тематики, воспевая самодержавную Русь, Ж. Бичевская получила благословение на творческую деятельность от Святейшего Патриараха Московского и всея Руси Алексия II.

Игорь Тальков

 

Список авторов и бардов XX века, в чьей песенной поэзии наиболее ярко проявилось патриотическое направление, безусловно, можно продолжить. Нельзя обойти автора, чья искренняя боль души за Россию, за ее поруганную честь вылилась в покаяние и крик со сцены. Мыслитель и патриот, автор и композитор Игорь Тальков (1956 – 1991 гг.) на многое открыл глаза обывателю своими социально острыми, пронзительно правдивыми песнями:

«…Покажите мне такую страну,

Где славят тирана,

Где победу над собой

Отмечает народ…».

Он считал, что песня – это доступная, близкая простому человеку форма мысли, призванная пробудить, называть вещи своими именами. Увлечение историей России породило у И. Талькова стремление открыть правду об исторических ошибках, о предателях в высоких кругах, донести роковой смысл исторических событий:

«…Тот герой бесспорно был

Страстным металлистом:

Облепился орденами с головы до пят,

Грабил бедную страну

С бандою министров

И высокие награды

Вешал всем подряд…».

И. Тальков был очень откровенен со слушателем, говоря о поруганных правителями понятиях долга, чести и Отечества. Он предвидел, что ему не простят правдоискательство, знал о скорой смерти; он был убит на пике популярности во время концерта.

 

Если тематические направления авторской песни второй половины  XX века были обусловлены наследием войны, хрущевской «оттепелью» и противостоянием навязанной идеологии, то  на рубеже тысячелетий в условиях отсутствия цензуры, свободы слова и доступности средств массовой информации началось «свободное плавание» песенной поэзии. Часть авторов осталась верна традициям жанра, давая авторские концерты, продолжая работать на фестивальных площадках. А. Городницкий, к примеру, является председателем жюри Грушинского фестиваля, где сам выступает в качестве почетного гостя.  Другая часть авторов шагнула на эстраду, немало трансформируя уникальный стиль под смежные шансон, рок, работая на публику. Подрастающее авторское поколение пробует силы на ежегодных бардовских слетах или же публикуется на собственных каналах в Ютубе. А кто – то успешно совмещает все способы донести до слушателя свою позицию в традициях авторской песни. Попробуем выяснить степень патриотической составляющей в современной песенной поэзии.

 

Патриотическое направление в авторской песне начала XXI века

 

Шуточно – сатирическое, ироничное изложение авторского отношения к политической действительности, характерное для поэзии бардов второй половины  XX века, продолжает традиции и в современной авторской песне. Так у дипломанта 46 Грушинского фестиваля, проходившего в 2019 году, Ольги Рязановой из г. Тюмень название стихотворения «Дeнeг нeт, но вы дeржитeсь!» позаимствовано из известного афоризма председателя правительства Д. Медведева.

Анализ песни «Родина» нашего популярного современника Сергея Трофимова показывает свободное, легкое, образное восприятие Родины; здесь есть святые понятия, впитанные из «бабушкиных сказок», но с налетом беспечного счастья. Нельзя даже сравнить смысловую составляющую этого произведения с поэтической высотой слога В. Высоцкого или глубиной исповедальных элегий А. Дольского.  В тексте песни «Генофонд» С. Трофимов легким юмором проходит над известной фразой В. Путина:

«Я уродился ладно скроенным,

Умом и статью удался,

Патриотически настроенным

Мочить в сортире всех и вся…».

В произведении С. Трофимова «Боги мои, боги» тема святости России и духовного поиска подчеркнута эмоциональностью авторского исполнения и проникающей инструментальной музыкой, без которой глубокое восприятие песни было бы затруднено.

 

В патриотической по смыслу песне Дениса Майданова «Мой флаг» есть такие строки:  «Я поднимаю свой флаг моего государства. Я поднимаю свой флаг моего государства…». Очевиден приоритет музыки над текстом и эстрадная направленность произведения, отсюда вытекает противоречие принципам авторской песни.

 

Национальная, вросшая в русские души память о последней Отечественной войне находит отражение в творчестве молодых бардов, выступающих сегодня на фестивальных площадках. У лауреата различных бардовских фестивалей Елены Санаровой в песне «Русские солдаты» есть строки:

«Словно в землю на века вросли,

Но врагов нежданных не впускали!

Полумертвые в атаку шли,

Их полуживые прикрывали.

Сколько безымянных вас лежит?..»

 

Темы любви к Родине, понятий чести, долга, будут актуальны всегда, в любом виде искусства. Тема трагедии войн, прошлых и современных, неизменно находят отражение в современной авторской песне, которая является зеркалом общественных настроений. Авторская песня с гражданским уклоном сегодня звучит не только на эстраде и у бардовских костров, во многих городах проводятся крупные фестивали патриотической песни в рамках школьного воспитания, в культурных центрах силовых структур. Как бы не ругали современные критики «показной неопатриотизм», любовь к Родине заложена в сердце русского человека очень глубоко и навсегда, и если она находит выражение в искусстве, в песенной поэзии, то такое искусство очень ценно.

 

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх