Авторская песня: прошлое и настоящее

 

«Как дышится, так и поется»

 

«Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Чтоб наше слово в музыке звучало…»

А. Ткачев

 

Все больше музыкальных сердец завоевывает современная авторская песня, порой опережая рок, поп и другие музыкальные направления. Раньше, еще несколько десятков лет назад, когда душа просила романтики, творчества, лесного отдыха, лирики, любители авторской песни уезжали на туристические слеты, на фестивали, с гитарой в лес. Сегодня, чтобы послушать авторскую песню, достаточно прийти на концерт в любом городе. Современная авторская песня выросла из узкого круга у костра, проникла на эстраду, льется отовсюду, со всех концертных площадок, из всех динамиков. Круг любителей и ценителей авторской песни расширился, как и само ее понятие.

 

Авторская песня или бардовская песня?

 

Авторская песня и бардовская песня – одно и то же или нет? Что понимают под этими словами авторы, композиторы, исполнители и неравнодушные люди? Задумавшись над этой темой, я была уверена в одном, но, перелопатив гору литературы и узнав мнение профессионалов, пришла совсем к другим выводам.

Википедия практически сравняла оба жанра, называя главным его признаком объединение в одном лице автора текста, композитора, исполнителя, а также наличие гитарного сопровождения и значимости текста перед музыкой.

Классиками жанра авторской песни принято считать А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджаву, В. Высоцкого, А. Городницкого, В. Долину, В. Матвееву, А. Дольского, Ю. Кима и других.

В. Высоцкий называл себя представителем этого жанра, раскрывая его суть как доверительную беседу со слушателем и зрителем в дружественной атмосфере доверия, где автор рассказывает о том, что его беспокоит и волнует.

Один из знаменитых бардов Урала, поэт, организатор бардовских фестивалей А. Гильман считает, что к представителям авторской песни можно отнести и современных И. Николаева, С. Трофимова, И. Крутого, А. Розенбаума, О. Газманова и других известных эстрадных личностей, всех тех, кто сам пишет и исполняет.  Они же авторы, сами пишут, сами исполняют, многие под гитару.

К сожалению, многие представители современной авторской песни, эстрадные личности, не вкладывают особого смысла в свои тексты: несколько строчек, запоминающийся припев, цепляющая слушателя музыка – и шлягер готов.

В понятие «бард» А. Гильман вкладывает иной смысл.  Для него бард – это, в первую очередь, поэт, чьи строки идут от сердца, «как дышится, так и поется», «в моем сердце потребность писать и творить». Творчество барда не рассчитано на эстрадную популярность и зарабатывание денег, он реализует свое нравственное начало в своих, наполненных смыслом, песнях. Потому А. Гильмана и называют «ценителем и хранителем жанра бардовской песни», что будучи организатором регионального фестиваля «Голоса» и судьей множества других уральских фестивалей, на отборочных турах он не пропускает к соревнованию авторов и исполнителей, в чьих выступлениях есть намек на другие творческие направления, будь то шансон, рок, эстрадное направление, либо что – то еще. К тому же, исторически бард – это не только поэт и певец у древних племен галлов и кельтов, это хранитель традиций и ритуалов.

В вышеописанном понимании авторской и бардовской музыки к представителям современной авторской песни можно отнести не только всех известных нам бардов, но и популярных эстрадных исполнителей. Получается, что понятие авторской песни намного шире, чем бардовской.

К слову, А. Розенбаум также разделяет два этих понятия и бардом себя не считает, как не считал себя бардом и В. Высоцкий.

 

Стили и направления современной авторской песни

 

Зародившись в 1950 – 60 -е годы в нашей стране, авторская песня, когда еще она была больше бардовской, имела совершенно определенные направления – туристическое, романтическое, лирическое, патриотическое, шуточно – ироничное и другие. Разные исследователи этого жанра классифицируют вариативно.

В конце 20 века авторская песня уже начала приобретать современные черты. Когда барды шагнули на сцену, многие из них уже перестали быть чисто бардами. К примеру, легенда советского времени, кумир миллионов, поэт и композитор В. Цой отчасти тоже считался бардом, его стихотворные произведения относят к неоромантизму, гитара была его неизменной спутницей, а на сцене он начинал в стиле панк — рок.

Б. Гребенщикова и А. Макаревича считают бард – рокерами.

И. Тальков – поэт, композитор, бард, актер: он вышел с гитарой на сцену, расширил свою аудиторию, пытаясь донести до слушателя свою гражданскую позицию и лирические позывы. Его творчество получило выражение на стыке нескольких жанров — от авторской песни до рок – музыки и поп — музыки.

А. Розенбаум – представитель современной авторской песни, он сам исполняет свои произведения под гитару, но стилистика его исполнения очень широка – от джаза до рок-н-ролла.

В 21 веке, когда авторская песня стала активно развиваться на эстраде, когда авторам не надо скрываться в лесах и подпольных кружках от цензуры и они могут свободно выражать свое творчество на сцене, возникли современные стили и направления.

К примеру, С.В. Трофимов (Трофим) очень любим современным слушателем и понятен каждому, его творчество подходит полностью под определение авторской песни, но он работает не только в этом жанре, это также рок и «русский шансон».

Д. Майданов – современный автор, поэт, композитор, исполнитель, с гитарой на сцене он слету завоевывает зрителя рок – композициями. Нет сомнений, что он поет от души, но здесь нет приоритета текста над музыкой и выражена яркая эстрадная направленность, он работает на зрителя.

Есть мнение, что и С. Слепаков с его злободневными юмористическими песенками под гитару, также является представителем современной авторской песни.

Духовно — нравственное начало, присущее традиционной авторской песне, также можно проследить в творчестве каждого из этих талантливых людей, однако не в той мере, как это присутствует в песне бардов, «поющих поэтов».

 

Какая же она, современная авторская песня? Неужели эта «постмодернистская смесь», собирающая стадионы? Наверное, все же, та, в которой реализуется культурно — нравственное начало, а не самовыражение любой ценой, в которой смысл преобладает над формой, которая интеллигентно берет за душу нежной мелодией и имеет целью доверительную беседу все в той же дружественной обстановке. Та, которую надо слушать, а не классифицировать. Просто сходить на концерт Олега Митяева, выбраться на любой бардовский фестиваль и вдохнуть полной грудью.

«Наполним музыкой сердца!»

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх