«Все – таки главное – это гармония. Человек, который найдет эту гармонию, — того и песня».

О.Г. Митяев

   Наверное, у каждого в жизни были такие песни: выучил, спел и забыл. Есть мелодии, которые, случайно залетев в уши, крутятся как назойливые мухи и хочется их прогнать. Но есть и другая категория песен, они очень близки по духу, слова как-будто про тебя, твою жизнь и твои чувства. Эти строчки поются легко, запоминаются сами собой, а некоторые идут с тобой по жизни. Напевая, подпевая или публично исполняя, люди отдают предпочтение тем произведениям и тем авторам, которые смогли подобрать душевную волну к сердцу исполнителя и слушателя. А если песню знает и подпевает вся страна? Это уже всенародный хит, а автор песни — заслуженный, известный, уважаемый и в тоже время близкий всем человек. Именно таким является для большинства (без преувеличения) россиян народный артист Олег Григорьевич Митяев.                                 

Автор неофициального гимна бардовского движения «Изгиб гитары желтой» родился в Челябинске в 1956 году. Этому уральскому городу Олег Григорьевич посвятил одноименную песню «Челябинск», в которой сравнил его со старым дремлющим дедом. Тему Родины, родного дома, душевного тепла и уюта, дополненную детскими ассоциативными образами, продолжают городские зарисовки не только Челябинска, но и других теплых мест, близких лирическому герою Митяева. Где бы он не был — в Сибири, столице, в любом российском городе или деревне — его притягивает родное и душевное, то, что является центром главных жизненных ценностей – счастья, единства семьи и рода, достатка.

«…И кто мне всегда говорил,

Что хочет счастливой мне доли,

И случай меня поселил

В большом и ухоженном доме.

И скатерть на круглом столе

И завтрак, и ужин – все вместе.

И можешь представить себе,

Что дети поют твои песни…» (1992).

Песни Митяева отличает от других особая гармония и душевность. Как бы не сложилась жизненная мозаика, бард всегда сочувствует своим персонажам, наполняя линию повествования привычными житейскими ситуациями, сочетанием простых предметных образов и интересных «цепляющих» метафор. У Митяева есть дар передавать простыми и понятными словами сложные и запутанные чувства и потребности. Он может песней преподнести то, что таилось у слушателя в уголке души и не находило понятного словесного и интонационного выражения. Оттого у слушателя возникает чувство родства и близости лирическому герою. Здесь большую роль играет и голос Олега Григорьевича, и его манера исполнения, авторская передача сюжетной линии. Только в комплексе слушатель проникается атмосферой песенного рассказа, только в авторском исполнении песня мягко западает в душу.

«…У бывшей русской подданной в квартире кавардак,

А значит, что – то и в душе наверняка не так,

Но как легки ее слова, и пусть неважно спит,

Но от «Столичной» голова наутро не болит…» (1990).

 

«…Под животом моста

Мы пили с ней вино,

Могли бы лет до ста

Мы целоваться, но

Краток речной маршрут,

Кончилась «Хванчкара»,

Поздно, и дома ждут, —

Пора…» (2001).

 

«Как давно мы с этим озером не виделись!

Просто не было дороги у меня,

А сегодня – даже сумерки обиделись,

И по краю ни единого огня.

Навалилась тишина и мгла кромешная,

Я как будто бы от поезда отстал.

Но, закрыв глаза, почувствую, конечно, я,

Что вернулся, наконец, в свои места…» (2004).

Мир митяевской лирики поражает многообразием, контрастами и удивительными метафорами: «Принцесса живет в коммуналке…», «…Каштаны негры продают на площади Конкорд…», «…гиблый край с дырявым небом…», «…Вальсирует листва берез…», «…Чей – то рай легковой катится…», «…Сомлевших в полдень тополей…», «И к самолету подадутся слоны…». Неодушевленное у автора оживает, все вокруг ведет своеобразный диалог, завлекая и погружая в особое состояние, удивительную авторскую атмосферу. Под звуки гитары Митяев, как волшебник и гипнотизер, завораживает приятным уютным голосом, доводит слушателя до своих фантазийных высот и опускает в привычный, но душевный быт.  Его песни  как путешествие в огромный мир эмоций и чувств в сопровождении надежного проводника — доброго автора. И в каждом произведении барда, даже с холодным драматическим сюжетом, непременно есть теплая линия, утешительная строка и то, что согревает наши души.

Неопровержимым свидетельством всенародной любви к Олегу Митяеву является и то, что известные медийные личности, артисты, музыканты и даже политики поют его песни. Когда Иосиф Кобзон исполняет в сопровождении хора и оркестра «Как здорово!», мурашки бегут по телу от бешеной энергетики. По – матерински нежно с детским хором рассказывает Валерия о митяевском «Волшебном доме». С песней «Соседка» Михаил Шуфутинский участвовал в телепередаче «Достояние республики», а Тигран Кеосаян снял на нее клип с участием Алены Хмельницкой. Министр Сергей Шойгу неоднократно исполнял «Как здорово!» как сольно, так и вместе с автором.

Митяев настолько прочно занял свою музыкальную нишу на эстраде и в сердцах поклонников, что у него даже появились идейные ненавистники. Его песни перефразируют в комедийных передачах, его самого называют экс – бардом, обвиняют в «попсовщине», но это только добавляет ему популярности и народной любви. В последние годы О. Митяев существенно расширил авторский жанр, добавив почти эстрадные аранжировки, звучание стало богаче, а зрительные залы, по – прежнему, заполняются битком поклонниками и почитателями. Зритель и слушатель очень ценит живое человеческое общение на концерте, простоту и доступность Олега Григорьевича, доверительную атмосферу и живой диалог. Влюбленность в песню и жизнь, душевность и гармония в музыке – то, чего нам так часто не хватает.

Понравилось? Поделись с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх